Законодательная грамота для родителей

НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ ВЫ УЗНАЕТЕ О ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере образования, а также проекты документов введения и процедур проверки исполнения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Федеральный закон от
 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
 (далее – Новый закон "Об образовании в Российской Федерации"), который вступил в силу
1 сентября 2013 года. 

Краткое содержание закона:

Глава 2. Система образования
 Статья 15. Структура системы образования
1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:
1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;
2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.
2. Система образования создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.
3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования: 
1) дошкольное образование; 
2) общее образование: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; 
3) среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих; подготовка специалистов среднего звена; 
4) высшее образование: бакалавриат; магистратура, подготовка специалиста; подготовка научно-педагогических кадров.
Статья 16. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования
В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, соблюдение которых обязательно при реализации основных образовательных программ в имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в дошкольных образовательных организациях.
      В целях обеспечения реализации права на образование отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования.
      Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования могут устанавливаться требования к структуре основной образовательной программы и результатам ее освоения на базовом и профильном уровнях.
Статья 18. Образовательные программы
1. Образовательные программы определяют содержание образования соответствующих уровня и (или) направленности. Реализация образовательных программ осуществляется в целях обеспечения возможности непрерывного образования, общего и профессионального развития человека в течение всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями.
5. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы: 
1) дошкольного образования; 
2) общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования).
      Основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность 
Статья 24. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
1. Образовательная деятельность может осуществляться следующими организациями: 1) образовательными организациями; 
2) научными организациями и иными организациями (далее - организации, осуществляющие обучение) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
     Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с момента предоставления ей лицензии, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основной деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность. В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования и обучением деятельность в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом к образовательным организациям определенного типа, вида (категории). 
Статья 26. Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных
организаций, реализующих основные образовательные программы: 
1) дошкольная образовательная организация;
2) общеобразовательная организация; 
3) профессиональная образовательная организация; 
4) образовательная организация высшего образования.
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статья 33. Обучающиеся
1. Обучающиеся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации подразделяются на следующие категории:
1) воспитанники - лица, осваивающие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; лица, осваивающие основную образовательную программу общего образования с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации;
2) учащиеся - лица, осваивающие основные образовательные программы общего образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессиональной подготовки;
3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие основные образовательные программы среднего профессионального или высшего образования по образовательным программам бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры; 
Статья 34. Основные права и меры социальной поддержки обучающихся
1. Обучающимся предоставляются права на: 
1) получение образования по основной образовательной программе в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами, и (или) по дополнительной образовательной программе, программе профессионального обучения;
4) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья;
5) уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
12) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
14) участие в управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом;
15) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией, другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
16) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной, лечебной и культурно-спортивной базой организации, осуществляющей образовательную деятельность;
17) участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях;
19) охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
20) получение социально-педагогической и психологической помощи в образовательной организации;
21) защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
22) развитие своих творческих способностей и интересов;
23) получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
Статья 36. Охрана здоровья обучающихся
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия, обеспечивающие охрану здоровья обучающихся.
   Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, несет персональную ответственность за создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся (во время образовательного процесса) и обеспечивает:
текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
проведение профилактических и оздоровительных мероприятий; обучение и воспитание в области охраны здоровья;
  повышение квалификации и аттестацию работников образовательной организации (специализированного структурного образовательного подразделения организации, осуществляющей обучение) в области охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
2. Охрана здоровья обучающихся включает: оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
определение оптимальной учебной, в том числе внеучебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул;
обязательное страхование жизни и здоровья обучающихся от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при привлечении к работам в период прохождения производственной практики (стажировки);
пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
организацию оздоровления обучающихся, в том числе создание условий для занятий физической культурой и спортом;
профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственными, муниципальными или частными организациями здравоохранения по месту нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо в случаях, предусмотренных законодательством об образовании, медицинскими работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность и имеющих право на осуществление медицинской деятельности. Медицинское обслуживание обучающихся государственного или муниципального образовательного учреждения обеспечивают органы в области охраны здоровья граждан. Такое образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют ежегодную публикацию данных по соответствию образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, расположенных на подведомственных им территориях, требованиям охраны здоровья обучающихся.
5. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организациями, осуществляющих образовательную деятельность, проводятся необходимые санитарно-гигиенические, профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Образовательный процесс для таких детей может быть также организован на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.
6. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, реализующим основные образовательные программы за счет средств федерального бюджета, выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера государственной академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, а также оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.
Статья 43. Основные обязанности обучающихся
1. Обучающиеся обязаны: добросовестно и ответственно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план (индивидуальный учебный план);
выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях, интернатах;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 46. Основные права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 
1) выбирать формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность; 
2) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; 
3) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
4) защищать права и законные интересы обучающихся;
5) получать информацию обо всех видах обследования (медицинских,
психологических, педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований, отказаться от их проведения;
 6) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
2. Родители (законные представители) обучающихся образовательных организаций дошкольного и начального общего образования, иных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед органами управления таких образовательных организаций о проведении с участием своих выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных организаций, нарушающих и ущемляющих права обучающихся.
Статья 58. Общие требования к приему на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность
1. Прием в образовательные организации для получения дошкольного, общего и среднего профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено законодательством об образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, принимаются в образовательную организацию для освоения основной общеобразовательной программы компенсирующей (коррекционной) направленности только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, а также порядок ее работы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Глава 10. Дошкольное образование
Статья 89. Дошкольное образование
 1. Дошкольное образование направлено на всестороннее развитие детей, формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья, а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования может реализовываться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (их структурных подразделениях), а также в организациях, осуществляющих содержание, воспитание и (или) оздоровление детей, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации ими основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
4. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной организации сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
5. Услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности. Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.
6. Дошкольное образование вне организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, может быть получено в форме семейного образования.
7. Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в семье.
 Статья 90. Дошкольная образовательная организация
1. Дошкольная образовательная организация - это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми. Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.
2. Для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования создаются дошкольные образовательные организации следующих видов:
 - детский сад - дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности;
- детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад) - дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающую приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Детский сад вправе реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности.
Статья 91. Родительская плата за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях
     За присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях с родителей (законных представителей) взимается плата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, устанавливаемая учредителем такой организации.
    Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативом финансирования основной образовательной программы дошкольного образования, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат.
     За присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в указанных образовательных организациях, родительская плата не взимается.
Статья 92. Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях
1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не меньшем, чем 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации, - на первого ребенка; 50 процентов - на второго ребенка; 70 процентов - на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждениях определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
   Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
                            17 октября 2013 года 
Министерством образования и науки Российской Федерации 
                            (МИНОБНАУКИ России) 
                      подписан приказ об утверждении
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 Каким быть дошкольному детству?

2. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ ОБЪЁМУ
2.1 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.
2.2 Структурные подразделения в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать  разные Программы. 
2.6 Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и   охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления и развития и образования детей (далее - образовательные области):
● социально - коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно - эстетическое развитие;
● физическое развитие.
2.8 Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
● характер взаимодействия со взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9  Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
2.11 Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками 
образовательного процесса 
● Требования к разделам основной образовательной программы
НАС НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСУЕТ:
Обязательная часть основной образовательной программы направлена
на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности
окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами
поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях:
коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-
эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской
и игры с правилами);
– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со
взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
– восприятия художественной литературы и фольклора;
– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
– конструирования из различных материалов (строительного материала,
конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);
– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на
детских музыкальных инструментах).
Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:
– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ  ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.2 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2  Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены
следующие психолого-педагогические условия:
● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
● использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
 ● построение образовательного процесса на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности;
● возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
● защита детей от всех форм физического и психического насилия;
● построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
     У педагогического работника, реализующего Программу, должны
быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания
социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка
посредством:
● создания позитивного психологического и морально-нравственного
климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных
отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а
также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
● проявления чуткости к интересам и возможностям детей;
● непосредственного общения с каждым ребёнком;
2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в
разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
3) построение развивающего вариативного образования,
ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и
учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить:
● вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные
практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий;
● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других;
● на директивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
● широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды;
● условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;
● организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
4) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:
● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и
укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи. 
3.2.6  В Организации, реализующей Программу, должны быть созданы условия для:
● повышения квалификации педагогических и руководящих работников
(в том числе по их выбору) и их профессионального развития;
● консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации;
● организационно-методического сопровождения процесса реализации
Программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом.
      Организация создаёт условия для медицинского сопровождения
детей в целях охраны и укрепления их здоровья 7.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности, должна осуществляться в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей - инвалидов.
Работа с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна
учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида. 
      Организация должна создавать возможности: 
● для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;
● для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
    Для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.
Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.
3.3 Требования к развивающей предметно-пространственной среде 
3.2.1 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации (группы, участка8) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.2.2 Развивающая предметно-пространственная среда Организации
(группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 
3.3.3 Развивающая предметно-пространственная среда Организации
(дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для
него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
3.2.4 Развивающая предметно-пространственная среда Организации
(группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. 
Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно
быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется
образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей
инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности. 
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и
безопасности их использования.
IV. ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.1 Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 
4.2 Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу. 
4.3 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников13.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (Закон РФ «Об образовании», ст. 64.2.)  
4.4 Настоящие требования являются ориентирами для:
● учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
● педагогов и администрации Организаций для решения задач:
– формирования Программы;
– анализа своей профессиональной деятельности;
– взаимодействия с семьями воспитанников;
● авторов образовательных программ дошкольного образования;
● исследователей при формировании исследовательских программ для
изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
● родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
● широкой общественности. 
4.5 Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием
при решении управленческих задач, включая:
● аттестацию педагогических кадров;
● оценку качества образования;
● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития
воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
● оценку выполнения муниципального (государственного) задания
посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
4.6 К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: 
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством
собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных  материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. 
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы15 настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 
4.8 В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.


Нестандартный стандарт 

     Уже 20 лет вместо термина «дошкольное воспитание» мы используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно. Бесспорно, это усиливает позиции дошкольного звена в системе российского образовании. Но и обязывает к чему-то большему, нежели простая «смена вывесок». К чему?
     В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает «образовательным учреждением»? А воспитателя – педагогом такого учреждения? Детский сад – это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение «рамки» или, наоборот – расширение спектра возможностей? Будет ли при этом исповедоваться привычный принцип «игры в одни ворота», когда детский сад услужливо подстраивается под требования школы? Или речь должна идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень. И не просто принять - опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так – то как, в виде чего должен быть заложен этот фундамент?
     Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.
    Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.
    Идея самоценности дошкольного детства - впервые в формате управленческого документа - насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.
     Стандарт разработан не на пустом месте, а с учетом всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании. Более того - является своего рода «охранной грамотой» его достижений от различных форм разрушительного администрирования. Стандарт ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ, а не штамп для тиражирования бумажных форм.
    Идеология стандарта - «детоцентризм» - отнюдь не романтика, контрастирующая с реалиями нынешней жизни. Это – спасительная, «антикризисная» идеология. За последнее двадцатилетие мир детства (как, впрочем, и мир взрослости) утратил многое, из того, что придавало ему самобытность. Детей приходится учить играть наравне со взрослыми.
    «Детоцентризм» - идеология возвращения детства детям, обществу, культуре через ворота дошкольного учреждения. Идеология ответственного взросления взрослых.
    Реализуемость в исторически обозримые сроки, возможность фиксировать достижения реализации методами, свободными от избытков формализации, установка на достижение больших целей, минуя сверхнормативные нагрузки на государственный и семейный бюджет – на это и многое другое ориентировались разработчики «нестандартного стандарта».
     С 1 января 2014 года российское дошкольное образование будет жить «по стандарту». ФГОС дошкольного образования – нововведение не из разряда хорошо забытых педагогических мод. Ему трудно найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практике. С нового учебного года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того - исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень. Не только стандарта, но его – в первую очередь.
   Отсутствие интереса у журналистов и блоггеров к любому уровню образования, за исключением старшей школы, ещё пару лет назад, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов так объяснил на заседании Общественного совета при Минобрнауки: "Общественность относится к стандартам разных ступеней общего образования точно так же, как рядовая российская семья. Можно даже построить график, демонстрирующий динамику вложений семьи в обучение ребенка. Когда он только начинает получать образование, родителей больше интересуют бытовые проблемы — «купить диван, съездить на юг», а спохватываться они начинают только когда ребенку нужно из школы куда-то переходить, по известному принципу «пока гром не грянет...» Впрочем, тот же Ярослав Кузьминов не отрицал важность стандартов предыдущего уровня — напротив, подчеркивал, что в старшей школе влиять на интересы и компетенции ребенка поздно, поскольку они сформированы на предыдущих ступенях, и даже предлагал вернуться к обсуждению уже принятых стандартов начального и общего образования. Ведь там, по его мнению, были недочеты, исправить которые даже важнее, чем поднимать крик по поводу стандарта старшей школы."

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Популярные сообщения